В побеге от демонетизации: Криптофиатные деньги




В побеге от демонетизации: Криптофиатные деньги

Правительство Австралии планировало изъять из обращения банкноты номиналом 100 долларов. Это решение следовало сразу за докладом финансовых аналитиков и инвестиционного банка UBS, который описывает свои услуги как “предоставление финансовых консультаций и решений для состоятельных, институциональных и корпоративных клиентов по всему миру”.

Среди причин, приведенных в пользу такого решения, были сокращение уровня преступности и обмана служб социального обеспечения, увеличение налоговых поступлений и банковских депозитов. Для подтверждения этих аргументов сослались на все большее распространение цифровых платежных и кредитных систем, ведущих к снижению использования наличных денег.

Неудивительно, что банкам это кажется хорошим решением несуществующей проблемы, продвигаемой правительству частным инвестиционным банком.

Как австралиец, могу с уверенностью сказать, что банкноты номиналом $100, которых насчитывается 300 миллионов в обороте, практически не встречаются в обыденной жизни, а то время как купюры номиналом $20 попадаются постоянно. Это при том, что банкнот $20 почти в два раза меньше в обороте, чем $100. Так что, кажется, в этом есть смысл. Не многие банкоматы выдают $100 купюры и в качестве сдачи их не получить, поскольку они имеют самую большую номинальную стоимость. Похоже, что Резервный банк Австралии потерял из вида большую часть $100 банкнот, предполагая, что они спрятаны под матрасами преступников, террористов, отмывателей денег и подобных личностей.

Хотя аргумент в пользу 30-миллиардной теневой экономики в этом случае не имеет особо смысла, поскольку даже преступники будут вынуждены обмениваться. Чего я не увидел в аргументах, так это какие суммы числятся в иностранных и корпоративных денежных резервах? Подозреваю, что их количество будет намного больше, чем то, что может поместиться под австралийскими матрасами.

Кроме того, почему все так набросились на деньги, которые совершенно естественно и законно используются в качестве хранилища ценности?

В чем дело?

Эта проблема подается под видом накопления незаконных денег, которые затем используются для финансирования преступной деятельности и даже терроризма. Хотя истинной причиной является то, что банки не могут взимать комиссию за P2P транзакции вне банковской системы. По этой же причине правительство не может собирать налоги.

Что касается первой проблемы, государство всегда выпускало наличные денежные средства, что делает его абсолютно причастным к содействию преступной деятельности, которая финансируется наличными. Учитывая это, они должны либо забыть о теневой экономике и не преследовать преступников, в поддержке которых они сами и замешаны, либо действительно что-то делать со всем этим. Сейчас, когда есть отслеживаемые электронные технологии передачи данных, демонетизация действительно может помочь в этом деле, но какой ценой и в чьих интересах будет такой шаг? И возможна ли альтернатива?

Несвободная торговля

Любая торговая ассоциация будет громко заявлять, что свободная торговля является главным принципом сильной экономики. И это верно. Но они имеют в виду, что чем меньше в торговле преград, таких как импортные тарифы и государственное вмешательство, тем больше появится каналов накопления капитала.

Однако сам принцип свободной торговли основан на межличностном обмене материальными ценностями. Любое посягательство на это, в том числе демонетизация денежных средств и взимание транзакционных комиссий третьими лицами, является ущемлением прав всех людей на свободную торговлю.

Как там Индия?

Индия, определенно, выступает в роли пробного шара. Смею предположить, что остальные страны последует та же участь, несмотря на смертельные случаи и страдания, причиняемые индийцам.

Индия была продана, полностью проглотив аргумент на счет теневой экономики. Это при том, что примерно 80-90% ежедневных финансовых операций совершаются с помощью наличных. Главной целью плана было избавление от наличных сбережений, которые используются как хранилище ценности. Но это предсказуемо привело к уничтожению наличных денег как средства обмена, в котором нуждается огромное количество честных индийцев. А ведь это неотъемлемая функция денег.

В этой ситуации в выигрыше остаются только банки, которые годами искали способы, чтобы заставить жителей Индии пользоваться платной банковской системой. Даже при том, что правительство может списать триллионы на денежные обязательства, они полностью разгромили экономику и жизнь всей нации.

Конечная цель, к которой стремится Индия, – это хорошо зарекомендовавшая себя западная экономика, в которой у каждого имеется банковский счет, и любой может провести оплату онлайн или с помощью карты.

Вскоре я поеду в Индию, и хотя, возможно, еще слишком рано, но я обязательно возьму свою карточку VISA и буду расплачиваться ею с каждым уличным попрошайкой, у которого есть POS-терминал! Ой, подождите, сообщалось, что после этой денежной реформы все нищие в Дели «исчезли». Они, должно быть, начали принимать карты… Или умерли, тщетно пытаясь. Их, конечно, заменили толпы новых нищих, среди которых были политики, иностранные туристы и население в целом, которые также не могут получить доступ к своим деньгам.

План правительства Индии поразил и смелостью, и сомнительной целесообразностью: индийское общество социально и технологически структурировано как P2P экономика. Индия просто не имеет социальной и технологической инфраструктуры, чтобы заменить наличные деньги одним махом за ночь или даже за несколько лет.

Дело в том, что помещая ценность в модели централизованного учета и сводных расходов (коими являются банки и супермаркеты) и полагаясь на нечитаемые для человека новые технологии (т.е. электронную технику), мы полностью отказываемся от простоты и основных требований обмена наличными деньгами в физическом мире.

За невидимое не платят налоги

Проблема, связанная с теневыми деньгами, которую пытаются решить Индия и другие страны, заключается в том, что действительно невозможно узнать, сколько наличных денег находится в активном обращении, сколько хранится, сколько легально и нелегально обменивается, сколько теряется или уничтожается, а самое главное – как много налогов было не уплачено. Хотя, казалось бы, именно этой информацией правительство должно располагать.

Кроме того, нет никакого реального способа отозвать выпущенные банкноты, кроме добровольных депозитов в банках, откладывать которые, как показала Индия, очень хорошо стимулирует демонетизация, даже несмотря на масштабы социальных издержек.

Правительство помогает банкам грабить бедных

Демонетизация представляет собой прямое нападение на P2P систему в пользу экономики, основанной на агрегации финансов в централизованных учреждениях. Именно такой никогда не должна быть политика правительства, задача которого состоит в том, чтобы защищать интересы всех своих граждан, а не только самых богатых.

Так почему, в частности, Индия так поступает? Они являются самой густонаселенной P2P экономикой в ​​мире и попросту не имеют социально-экономических структур и инфраструктуры, необходимой для хорошей работы банковской системы. Несмотря на то, что, несомненно, среди сторонников денежной реформы были влиятельные представители финансовой индустрии, сообщается, что изначально данное предложение было выдвинуто местным инженером-механиком в группе советников под названием Artha Kranti или Экономическая революция.

План Artha Kranti фактически предполагает две фазы демонетизации. Первая заключается в том, чтобы извлечь все теневые деньги и внести их в банковскую систему, из которой их можно будет изъять, заменив новыми денежными купюрами. Вторая фаза включает демонетизацию новых банкнот уже после того, как будет создана хорошо работающая банковская система.

В плане Artha Kranti аргументом в пользу демонетизации банкнот номиналом 1000, 500 и 100 рупий стал факт, что среднестатистический житель тратит примерно 44-88 рупий в день и поэтому не нуждается в крупных купюрах! Сложно вспомнить подобный случай в истории, когда явное злоупотребление статистикой влекло бы за собой такие разрушительные последствия для экономики и жизни людей (но, несомненно, похожих примеров немало). Этот факт полностью игнорирует динамику транзакций и распределение денежных средств: у социально незащищенных слоёв населения нет даже небольшого стабильного дохода, и часто деньги не тратятся вообще. А представьте ситуацию, когда руководителю придется платить зарплату сотне работников в месяц, используя только банкноты номиналом 20 рупий?

Положительные моменты

Заманчивую приманку на крючке Artha Kranti проглотило не только индийское правительство, но и широкое общественное (к тому же антикоррупционное) мнение. Во-первых, массовую финансовую коррупцию намного сложнее организовать, когда транзакции отслеживаются, что для обычного человека не сильно важно. Что действительно имеет значение для большинства граждан, так это возможность получить эффективную налоговую политику. А это дорогого стоит, потому что правительство Индии, наконец-то сможет внедрить достойные проекты по развитию инфраструктуры и коммунальным услугам, которые в прошлом были парализованы из-за недофинансирования и коррупции.

И это только начало. Индия планирует снизить все текущие налоги, кроме налога на импорт, и заменить их одним простым «налогом на финансовые операции». В стране, где только 1-2% людей платят подоходный налог, это будет гигантский скачок к возможности повысить доходы, тем самым вытащив людей из бедности и освободившись перед Всемирным банком от долга на сумму $480 милрд.

Без подоходного налога или налога на прибыль предприятий, люди могут заниматься своими делами, не думая о том, каким образом и сколько им нужно уплатить налогов государству.

Бизнес-деятельность будет облагаться налогами в соответствии с оборотом, а не прибылью, и поэтому, чтобы показать акционерам свою прибыль, корпорациям будет нужен только один журнал, а не тот другой, в котором правительству демонстрируют свои убытки. В общем, правительство уже не будет выглядеть таким интервенционистом в глазах своих граждан, ведь давление с целью получения налогов будет значительно снижено, равно как и судебные расходы.

Так что, действительно ли «ура банковской экономике»? Лично я считаю, что навряд ли и, конечно, не в краткосрочной перспективе для Индии. Все, что Индия делает сейчас, – это передача сбора налогов частным банкам.

Банки в роли частных сборщиков налогов

Важно помнить, что для правительства основная причина выпускать бумажную валюту заключается в том, чтобы законодательно утверждать, что это единственная валюта, с помощью которой могут быть выплачены налоги, и, следовательно, люди обязаны вести бизнес, используя эту валюту. Это, по крайней мере, шаг вперед от положения, когда помещики пудами отбирали пшеницу у крестьян.

Теперь возникает вопрос: «Почему банки должны быть вовлечены в сбор налогов вообще?». Не следует ли правительству заниматься своими прямыми обязанностями, не замешивая в это дело частные интересы? Я имею в виду, что самое важное в фиатных деньгах – это то, что они вообще не поддаются влиянию бизнеса. Так и должно быть. А вот если определенные частные организации будут исполнять фундаментальные государственные функции – это даст им существенные преимущества в сравнении с другими подобными организациями, что приведет к широкомасштабным экономическим манипуляциям в пользу личных интересов. А это, стоит сказать, основная проблема частных банков.

Вот что сделает правительство, если банк скажет: «Мы отдадим вам ваши налоги, когда вы сделаете … для нас»? Об этом даже думать страшно.

Напомните мне еще раз: зачем нужны банки?

Так зачем нужны банки? Исторически сложилось так, что большими суммами наличных трудно управлять. Но это ответ на проблему безопасности на физическом уровне.

По мере уменьшения количества наличных денег из-за развития электронных платежных систем, банки вместе с платежными системами все больше отвечают за  транспортный и прикладной уровни абстрактных денег. Но P2P обмен снижается при меньшем количестве наличных денег, а агрегация финансов увеличивается, что попросту означает, что богатые становятся богаче – бедные становятся беднее.

Вся суета только из-за того, чтобы попытаться решить две фундаментальные проблемы наличных денег:

1) Их  нельзя отследить;

2) Срок их действия заканчивается внезапно и непредсказуемым образом.

Но что, если есть решение?

Новая форма наличных денег

За последние несколько лет произошел внушительный рост количества физических денег в виде предоплаченных «подарочных карт». Их можно переносить и тратить, они анонимны и, самое главное, имеют ограниченный срок действия. Поэтому их можно потерять, а у счастливых владельцев магазина при этом доходы будут выше, чем расходы.

Даже если не учитывать ограничение по сроку действия, подарочные карты обладают другим преимуществом, которое делает их такими популярными – анонимный обмен ценностями. Уже сейчас это ключевой элемент в отмывании денег, полученных путем мошенничества с кредитными картами.

Если бы наличные деньги имели ограниченный срок действия, как подарочные карты, их нужно было бы добровольно использовать до истечения этого срока. А правительство бы точно знало, сколько наличных денег находится в обращении и в каком номинале. Монетный двор мог бы тогда печатать купюры на замену в четко установленных и предсказуемых количествах. «Темные деньги» не держали бы больше под матрасом, опасаясь, что о них забудут, и тогда срок их действия истечет.

Кроме того, если бы акт выплаты сопровождался физическим уничтожением банкнот с целью перевода их номинальной стоимости на электронный счет получателя, то отслеживание и транзакционное налогообложение серьезно бы упростилось, одновременно поддерживая анонимность внутренней P2P экономики, большинство транзакций которой не имеет значения ни для государственного, ни для финансового сектора.

Крипторешение

В настоящий момент криптовалюта является достаточно продвинутой технологией, которая может предложить наличные деньги с необходимыми преимуществами.

Пользователи криптовалют, таких как биткойн, используют криптографические закрытые ключи для публичного адреса. Любой, у кого есть закрытый ключ к определенному публичному адресу, может пересылать цифровые деньги практически в реальном времени, что сильно напоминает проведение банковских транзакций.

Кроме того, эти ключи можно распечатать на бумаге, чтобы сделать «бумажные кошельки». Владелец бумажного кошелька может получить доступ к открытым и закрытым ключам и, соответственно, ценностям, хранящимся по этому адресу. Однако бумажный кошелек должен быть создан таким образом, чтобы можно было легко разрешить доступ к ценностям, но предотвратить непреднамеренное обнаружение закрытого ключа.

Платформа Ethereum является более сложной системой, чем Биткойн. Там есть возможность создавать «умные контракты». «Умные контракты» – это небольшие программы, которые будут выполнять произвольный код в связи с переводом цифровых денег. Такие контракты могут использоваться для создания самых нестандартных валют, которые, вместе с бумажными кошельками, предоставят возможность обналичивать необходимые суммы, у которых есть прогнозируемый срок действия и отслеживается выпуск, использование и физическое уничтожение при совершении оплаты.

Я полагаю, что криптографические наличные деньги, которые имеют ограниченный срок действия и уничтожаются при совершении оплаты, могут быть созданы в виде бумажных кошельков для развития P2P экономики, которая является основным выражением принципа «свободы торговли».

Архитектура системы криптографических наличных денег может состоять из двух уровней, где внешний код можно легко отсканировать для проверки номинала понятного человеку, в то время как внутренний секретный ключ или код для оплаты «умного контракта» создается внутри закрытой системы. Чтобы перевести определенную сумму, банкнота с необходимым номиналом должна быть «открыта» (уничтожена), а сумма ее номинала – «перемещена» в криптографический аккаунт получателя, после чего транзакция станет видимой для системы, и система сможет действовать соответствующим образом в вопросах налогообложения и перевыпуска банкноты.

Таким образом, криптофиатные деньги не будут пересекаться с личными интересами. Ни физические, ни электронные денежные переводы не будут зависеть от манипуляций третьих лиц, а все транзакции будут облагаться налогами, что снизит необходимость в других видах налогов.

В общем, налоги на транзакции и криптофиатные наличные деньги имеют огромный потенциал для поддержания на плаву государственных функций, снижения налогов и вмешательства в работу как частных, так и юридических лиц со стороны государства.

 

Источник



Источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*